Всемирный день защиты прав потребителей - отмечается ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ названный — «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей», а в международном календаре праздничных дат этот день был закреплён как Всемирный день прав потребителей.
Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги.
В 2017 году Международная организация по защите потребителей (CI) призывает провести Всемирный день прав потребителей под девизом «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».
Стоит отметить, что в настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично. По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества. Нельзя не отметить, что большим недостатком интернет-торговли для потребителя является отсутствие возможности «потрогать» товар рукам. Получив заказ, потребитель не всегда испытывает радость от покупки. В связи с этим, потребители чаще всего жалуются на получение товара ненадлежащего качества, в частности технически сложных товаров, одежды и обуви.
В 2016 году Управлением Роспотребнадзора по Московской области рассмотрено более 13 тыс. обращений на нарушения прав потребителей. Из них в сфере розничной торговли – 6 402 обращения, в том числе дистанционным способом – 448.
Зачастую обращения потребителей становятся основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. По результатам надзора в сфере защиты прав потребителей по приоритетным направлениям, в том числе дистанционной торговле через сеть Интернет, Управлением в 2016 году было выявлено более 7 тысяч нарушений обязательных требований.
В связи с проведением Всемирного дня прав потребителей с 1 по 20 марта Управлением Роспотребнадзора по Московской области организована традиционная «горячая линия» по информированию населения по актуальным вопросам дистанционной торговли посредством сети Интернет, запланировано проведение тематических уроков, бесед, тренингов, факультативных занятий, лекций и семинаров, среди учащихся общеобразовательных, средних и высших учебных заведений, проводится День открытых дверей для потребителей.
Сегодня замечательный праздник — Всемирный день защиты прав потребителей. Все мы без исключения потребители, покупатели, клиенты.
Каждому человеку, соответственно, каждому потребителю, Управление Роспотребнадзора по Московской области сегодня желает приятного обслуживания в любой сфере, качественных товаров и, конечно же, удачи. С праздником!